Кто такой CMO: какие навыки нужны директору по маркетингу?
11.06.2024
Часто в описаниях вакансий или анонсах бизнес-событий, конференций, вебинаров встречается аббревиатура CMO. Это Chief Marketing Officer — руководитель отдела маркетинга в средних и крупных компаниях. В отличие от обычного маркетолога, CMO руководит командой, отвечает за разработку и реализацию комплексной маркетинговой стратегии.
В статье поговорим подробнее о директоре по маркетингу и его обязанностях, выясним, какие знания и навыки нужны, чтобы добиться успеха на должности CMO.
Как называют маркетинг-директора в разных компаниях?
Директор по маркетингу активно участвует в развитии всей компании в рамках определенных компетенций, а не только своего направления.
Кроме Chief Marketing Officer используют обозначения Head of Marketing и Chief Brand Officer (CBO).
CBO — главный бренд-менеджер. Он разрабатывает и воплощает стратегию именно брендинга. Если компания не имеет в штате бренд-директора, тогда его обязанности частично выполняет CMO, управляя в том числе бренд-менеджером.
Head of Marketing обычно используют как синоним CMO и переводят на русский язык одинаково — директор (или руководитель) по маркетингу. Хотя в некоторых крупных международных компаниях различают позиции C и H уровней. В этом случае специалисты ранга Head отвечают только за работу своего отдела, тогда как Chief — участвуют в обеспечении жизнедеятельности всего бизнеса.
Также в вакансиях можно встретить Head of Digital Marketing — директор по digital-маркетингу. Это топ-менеджер, который отвечает только за продвижение в интернете.
В большинстве компаний эти понятия воспринимаются как тождественные. В рамках этой статьи мы не будем останавливаться на отличиях каждой должности.
Директор по маркетингу: обязанности
В первую очередь, должность CMO — это управление процессами и людьми для развития бизнеса. В компетенции Chief Marketing Officer входит:
- Формирование команды из специалистов разных направлений — диджитал-маркетологов, копирайтеров, таргетологов, SEO- и PPC-специалистов, аналитиков, дизайнеров, бренд-менеджеров (если нет CBO).
- Аналитика и маркетинговые исследования — на основе анализа целевой аудитории, конкурентов, состояния рынка, тенденций и новых трендов принимаются решения относительно будущих активностей и корректируются текущие кампании.
- Реклама — планирование и разработка контента, выбор каналов продвижения.
- Управление брендом и репутацией бизнеса — определяет ценности компании, позиционирование, контролирует работу PR- и бренд-менеджеров.
- Бюджетирование — CMO распределяет деньги между каналами, инструментами, подрядчиками, оптимизирует и контролирует расходы.
- Оценка эффективности рекламных кампаний с помощью различных метрик — ROMI, CRO, LTV и т.д.
- Дистрибуция (в продуктовых компаниях) — выбор каналов продаж, развитие сети сбыта.
- Участие в публичных мероприятиях для поднятия имиджа компании, продвижения бренда и прокачки профессиональных навыков, новых знакомств.
Какие навыки необходимы Head of Marketing?
Чтобы выполнять весь функционал директора по маркетингу, необходимо постоянно работать над прокачкой личных и профессиональных навыков.
Hard skills CMO
- Глубокие знания маркетинга: понимание общих принципов позиционирования, брендинга, разработки стратегий, анализа, способы проведения маркетинговых исследований и многое другое.
- Владение современными инструментами цифрового маркетинга — SEO, PPC, SMM, таргетинг.
- Навыки работы с инструментами для автоматизации процессов — СRM-системы, сервисы для аналитики и сплит-тестирования, ChatGPT (или модели на основе ИИ).
- Понимание основ бизнес-экономики — знание принципов бюджетирования и финансового управления проектами.
- Умение проводить презентации и вести переговоры.
- Знание действующего законодательства в сфере бизнеса, маркетинга и ниши.
- Владение английским языком на высоком уровне для участия в международных мероприятиях, чтению профессиональной литературы, общению с международными партнерами.
Soft skills CMO
- Управленческие и лидерские качества — CMO прежде всего менеджер, который руководит проектами и людьми, а уже потом маркетолог.
- Умение планировать долгосрочно и принимать решения, руководствуясь фактами.
- Самоорганизованность и развитые навыки тайм-менеджмента.
- Креативность и гибкость мышления — умение находить нестандартные способы решения задач.
- Аналитическое и критическое мышление — умение видеть общую ситуацию и выделять важное среди большого количества данных.
- Коммуникабельность и гибкость — нужно быть постоянно на связи с подчиненными, руководством, подрядчиками и партнерами.
Как стать Chief Marketing Officer?
Директор по маркетингу обычно нужен в крупных и средних компаниях, где есть полноценный маркетинговый отдел. Чтобы получить желаемую должность, понадобится профильное образование и релевантный опыт.
Образование
Обучение, конечно, нужно начинать со специальности «маркетолог». Получить соответствующую специализацию можно в украинских учебных заведениях, как высших, так и профессионально-технических. Здесь сразу стоит отметить, что в требованиях к кандидатам на руководящие должности обычно указывается наличие высшего образования, не обязательно профессионального.
Выучиться на маркетолога можно и на курсах. Учебные академии предлагают разные уровни подготовки — от базового до pro-level.
В международных компаниях часто необходимо иметь квалификацию MBA (Master of Business Administration). Это учебные программы для топ-менеджеров. Основное внимание на курсе сосредоточено вокруг процессов управления и администрирования.
Опыт
Одной теории будет недостаточно. Большинство директоров по интернет-маркетингу начинают с позиции маркетолога или более узких специализаций — копирайтер, SEO, PPC, масштабируя и углубляя свои знания.
Должность CMO предполагает долгий путь и постоянное развитие, как личных, так и профессиональных навыков. Сфера маркетинга очень динамична — постоянно появляются новые инструменты, меняются не только тренды, но и нормы законодательства. Директор по маркетингу должен «держать руку на пульсе» нововведений, чтобы вовремя их воплощать.