Как подготовить реальный прогноз по органическому трафику?
07.04.2021
Редакция: Ольга Коцофане. Автор: Ярослав Рушковский, Павел Левковский
Ярослав Рушковский, SEO-специалист Webpromo
Павел Левковский, SEO-специалист Webpromo
Содержание:
Прогноз трафика позволяет оценить объемы, которых можно достичь в результате SEO-продвижения, рассчитать плановые финансовые показатели и понять, выгодно ли вкладывать бизнесу деньги в поисковое продвижение (и если выгодно, то в каких количествах).
Методика подготовки прогноза по трафику
Рассказываем, как построить прогноз по росту объемов органического трафика на 2019 год на основании собранного семантического ядра.
Основные параметры для расчета такого прогноза:
- наличие семантического ядра (как собрать, описано в статье “Собрать семантику и не состариться”);
- частота запросов ключевых слов;
- позиции сайта в органической выдаче по каждому из запросов, которые находятся в СЯ;
- средние показатели кликабельности позиций в зонах ТОП-3 и зоны ТОП-5 органической выдаче.
Вот готовый алгоритм для подготовки прогноза по трафику.
Шаг 1: Замер позиций
Загружаем собранное семантическое ядро в сервисы замера позиций, например в http://allpositions.ru. Как работать с этим сервисом, читайте в статье по ссылке. Создаем проект, настраиваем и запускаем замер позиций. Полученные результаты выгружаем в файле формата XML.
Файл с выгрузкой позиций может выглядеть так:
Запрос | Частота | Позиция в Google |
ключевой запрос | 21 | 1 |
ключевой запрос | 43 | 5 |
ключевой запрос | 1556 | 3 |
ключевой запрос | 896 |
2 |
… | … | … |
Таблица №1 — Файл выгрузки с allpositions.ru
Шаг 2: Подсчет запросов в топ-зонах
Форматируем файл выгрузки и подсчитываем количество запросов, которые находятся в ТОП 4-10 и ТОП 11-20. Суммируем общую частоту запросов в этих зонах и формируем таблицу (смотрите пример ниже):
ТОП зона | Кол. запросов | Общая частота за месяц |
Ключей в ТОП 4-10 | 68 | 5550 |
Ключей в ТОП 11-20 | 87 | 12850 |
Таблица №2 — Количество ключевых запросов в ТОП и их частота в зависимости от позиций в органической выдаче.
Важно! Частоту ключевых запросов берем за 1 месяц.
На основании данных из столбцов “Количество запросов” и “Общая частота запросов” будут базироваться все расчеты.
Основная цель продвижения сайта в данном примере — поднятие запросов из ТОП 4-10 до ТОП 3, а запросов из зоны ТОП 11-20 до ТОП 5.
Шаг 3: Расчет показателей кликабельности ТОП зон
Дальше рассчитываем средний показатель кликабельности для ТОП-3 и ТОП-5, используя табличку ниже:
Позиция в органической выдаче | Показатель CTR, % |
1 | 30% |
2 | 15% |
3 | 10% |
4 | 6% |
5 | 5% |
Таблица №3 — Показатели кликабельности позиций в органической выдаче
Воспользуемся статистической таблицей по CTR позиций и рассчитаем среднее значение для ТОП-5 по формуле:
Получаем CTR зоны ТОП-5 = 13,2%
По аналогии рассчитываем CTR для зоны ТОП-3 и получаем показатель:
CTR зоны ТОП-3 = 18,3%
Шаг 4: Коэффициенты видимости
Необходимо применить коэффициенты распределения ключевых запросов по периодам продвижения в ТОП зонах (коэффициенты изменения видимости).
Период продвижения | Коэффициенты |
1-й месяц | 0,02 |
2-й месяц | 0,03 |
3-й месяц | 0,04 |
4-й месяц | 0,08 |
5-й месяц | 0,12 |
6-й месяц | 0,18 |
7-й месяц | 0,25 |
8-й месяц | 0,31 |
9-й месяц | 0,35 |
10-й месяц | 0,41 |
11-й месяц | 0,46 |
12-й месяц | 0,49 |
Таблица №4 — Коэффициенты видимости по периодам продвижения
Эти коэффициенты описывают динамику попадания запросов в ТОП, а также учитывают сезонность и динамику органического трафика, которая была в предыдущие годы.
Например, коэффициент 0,49 значит, что 49 % запросов с зоны ТОП 4-10 на 12-й месяц продвижения будут в зоне ТОП 3.
Шаг 5: Расчет прироста трафика
Прирост трафика считаем при условии попадания запросов из ТОП 4-10 в зону ТОП 3, и с ТОП 11-20 в зону ТОП 5.
Для этого коэффициент умножаем на общую частоту запросов ТОП зоны и на показатель CTR (учитывая периоды).
В результате получаем следующие таблички:
Период продвижения | Коэффициенты | Частота запросов из ТОП 4-10 | CTR зоны ТОП 3 | Прирост трафика при попадании в ТОП 3 |
1-й месяц | 0,02 | 5550 | 0,183 | 20 |
2-й месяц | 0,03 | 5550 | 0,183 | 30 |
3-й месяц | 0,04 | 5550 | 0,183 | 41 |
4-й месяц | 0,08 | 5550 | 0,183 | 81 |
5-й месяц | 0,12 | 5550 | 0,183 | 122 |
6-й месяц | 0,18 | 5550 | 0,183 | 183 |
7-й месяц | 0,25 | 5550 | 0,183 | 254 |
8-й месяц | 0,31 | 5550 | 0,183 | 315 |
9-й месяц | 0,35 | 5550 | 0,183 | 355 |
10-й месяц | 0,41 | 5550 | 0,183 | 416 |
11-й месяц | 0,46 | 5550 | 0,183 | 467 |
12-й месяц | 0,49 | 5550 | 0,183 | 498 |
Общий трафик | 2783 |
Таблица №5 — Прирост органического трафика в результате попадания запросов с ТОП 4-10 в зону ТОП-3 (в сеансах)
Период продвижения | Коэффициенты | Частота запросов из ТОП 11-20 | CTR зоны ТОП 5 | Прирост трафика при попадании в ТОП 5 |
1-й месяц | 0,02 | 12850 | 0,132 | 34 |
2-й месяц | 0,03 | 12850 | 0,132 | 51 |
3-й месяц | 0,04 | 12850 | 0,132 | 68 |
4-й месяц | 0,08 | 12850 | 0,132 | 136 |
5-й месяц | 0,12 | 12850 | 0,132 | 204 |
6-й месяц | 0,18 | 12850 | 0,132 | 305 |
7-й месяц | 0,25 | 12850 | 0,132 | 424 |
8-й месяц | 0,31 | 12850 | 0,132 | 526 |
9-й месяц | 0,35 | 12850 | 0,132 | 594 |
10-й месяц | 0,41 | 12850 | 0,132 | 695 |
11-й месяц | 0,46 | 12850 | 0,132 | 780 |
12-й месяц | 0,49 | 12850 | 0,132 | 831 |
Общий трафик | 4648 |
Таблица №6 — Прирост органического трафика в результат попадания запросов с ТОП 11-20 в зону ТОП-5 (в сеансах)
Формируем сводную таблицу с прогнозами прироста органического трафика.
Период продвижения | Прирост трафика при попадании в ТОП 3 | Прирост трафика при попадании в ТОП 5 | Общий прирост трафика |
1-й месяц | 20 | 34 | 54 |
2-й месяц | 30 | 51 | 81 |
3-й месяц | 41 | 68 | 108 |
4-й месяц | 81 | 136 | 217 |
5-й месяц | 122 | 204 | 325 |
6-й месяц | 183 | 305 | 488 |
7-й месяц | 254 | 424 | 678 |
8-й месяц | 315 | 526 | 841 |
9-й месяц | 355 | 594 | 949 |
10-й месяц | 416 | 695 | 1112 |
11-й месяц | 467 | 780 | 1247 |
12-й месяц | 498 | 831 | 1329 |
Общий трафик | 2783 | 4648 | 7430 |
Таблица №7 — Общий прирост органического трафика (в сеансах)
Шаг 6: Формирование прогноза по органическому трафику
Смотрим отчеты по органическому трафику за прошедшие периоды и суммируем их с цифрами, которые мы получили при подсчете прироста трафика.
Формируем таблицу “Прогноз трафика на 2019 год”.
Период продвижения | Органический трафик за 2018 г | Общий прирост трафика | Прогнозируемый трафик на 2019 г |
1-й месяц | 1000 | 54 | 1054 |
2-й месяц | 1000 | 81 | 1081 |
3-й месяц | 1000 | 108 | 1108 |
4-й месяц | 1000 | 217 | 1217 |
5-й месяц | 1000 | 325 | 1325 |
6-й месяц | 1000 | 488 | 1488 |
7-й месяц | 1000 | 678 | 1678 |
8-й месяц | 1000 | 841 | 1841 |
9-й месяц | 1000 | 949 | 1949 |
10-й месяц | 1000 | 1112 | 2112 |
11-й месяц | 1000 | 1247 | 2247 |
12-й месяц | 1000 | 1329 | 2329 |
Общий трафик | 12000 | 7430 | 19430 |
Таблица №8 — Прогноз трафика на 2019 год (в сеансах)
Значения колонки “Органический трафик за 2018 году” заполнены случайным образом для наглядности таблицы. Помните, что при составлении своей таблицы с прогнозом нужно использовать статистические данные по сеансам из Google Analytics или Яндекс.Метрике.
Выводы
Эта методика поможет оценить объемы органического трафика, которые вполне реально получить при поисковом продвижении.
P.S.
Всегда стоит помнить, что ни один прогноз не может быть на 100% точным. Есть много факторов, которые нельзя предугадать и спрогнозировать, например: обновление алгоритмов поисковых систем, оперативность внедрения правок по сайту и т.д.