Пирамида Маслоу: как иерархию потребностей и мотивации используют в современном маркетинге?
05.09.2024
Пирамида Маслоу — это модель распределения потребностей человека от базовых (физиологических) до высших (духовных). Психолог Абрахам Маслоу впервые изложил тезисы модели еще в 1943 году. Впоследствии теория расширялась и дополнялась, находила своих критиков и сторонников. сегодня идеи ученого находят применение в маркетинге, объединяя потребности покупателей и возможности брендов.
Иерархия по Маслоу: пирамида мотивации и потребностей
Сам автор на протяжении всей жизни работал над своей теорией потребностей, постепенно дополняя и расширяя. Сначала пирамида состояла всего из пяти базовых уровней, а в 1970 году уже насчитывала их восемь.
Основная идея концепции заключается в том, что человек будет стремиться к высшим уровням (любовь, уважение, саморазвитие) только после удовлетворения низших — (безопасность, здоровье, еда и т.д.). Базовые потребности — главные, поэтому и занимают больше места в жизни человека. Впоследствии к простому описанию добавилось специфическое пирамидальное изображение и теорию стали называть пирамида или треугольник Маслоу.
Потребности определяют мотивацию. Например, потребности в самореализации и познании мотивируют человека качественнее выполнять свои обязанности, приобретать новые знания и навыки, развиваться в личностном и профессиональном плане.
Уровни теории Маслоу:
- Физиологический — потребности составляют основу пирамиды. Это базовый уровень, который необходим для выживания — еда, вода, сон.
- Безопасности — это желание быть здоровым, защитить себя от физических и психологических угроз — дом с надежным замком на дверях, стабильный доход, приобретение страхового полиса.
- Социальный — дружба, любовь, стремление принадлежать к определенной группе лиц, например, по интересам.
- Уважения и признания — стремление к личным достижениям, получение компетентности, уважения окружающих.
- Самовыражения и самореализации — развитие человека как личности, реализация своего потенциала.
- Познавательный — знания и исследования.
- Эстетический — желание окружать себя красотой, поиск баланса содержания и формы.
- Трансцендентный — размышления о смысле жизни и поиск «собственного я», стремление выйти за пределы всего существующего.
Интересный факт. Уровень трансцендентности, который находится на вершине пирамиды, Маслоу добавил к своей теории уже в преклонном возрасте, пережив инфаркт и потеряв основу — физическое здоровье.
В реальной жизни довольно редко встречается такое четкое распределение на потребности. Ведь по мнению ученого, человек задумывается над следующей ступенькой пирамиды, когда полностью удовлетворит предыдущий запрос. К тому же приоритетность потребностей часто зависит от жизненных обстоятельств, индивидуальных, исторических и географических особенностей.
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге?
Такая довольно условная классификация помогает маркетологам понять, что нужно целевой аудитории в определенный момент времени, то есть, какая мотивация у покупателя приобрести товар или воспользоваться услугой.
Один и тот же продукт может закрывать, как духовные, так и базовые потребности. Например, туризм — это оздоровление и отдых (1 уровень), новые впечатления (6, 7, 8). Товары продуктовой корзины давно вышли за пределы простого удовлетворения физиологических потребностей. Это и стремление попробовать что-то новое, и эстетика, и даже социальные потребности.
Сегодня пирамиду используют для:
- Определения портрета покупателя — почему покупает или выполняет другое целевое действие;
- Анализа рынка — какие проблемы вашей ЦА покрывают другие бренды, а какие желания остаются неудовлетворенными.
- Брендинга — формирование стратегии бренда под наиболее выраженные потребности;
На основе определения этих факторов компании разрабатывают маркетинговые кампании.
Примеры использования теории мотивации в стратегии продвижения
Вокруг взаимосвязи «клиент имеет потребность, которую решает бренд» создается много рекламных видеороликов. Рассмотрим примеры к каждому уровню основных потребностей человека:
- Реклама Новой почты прямо обращается к зрителям «Завтра будет». Казалось это просто сообщение, которое означает, что посылка будет на следующий день, но контекст утверждает: завтра будет как таковое — закрывает базовую потребность в продлении жизни.
- Рекламная кампания систем безопасности Ajax красноречиво заявляет: неприятностей можно избежать, если приобрести продукцию бренда — ощущение безопасности.
- Видеоролик бренда замороженной продукции «Три медведя» со слоганом «лучше чем 1» показывает, как все люди стремятся к общению — социальные потребности.
- Forbes в очередной раз подчеркивает статусность самого издания и его читателей — закрывает потребность уважения и признания.
- Реклама одежды в Intertop «оденусь как» сосредотачивается на базовых потребностях человека в самовыражении, в этом случае через одежду.
- РК Laba «Умных любят» подчеркивает значение знаний и необходимости учиться.
- Бренды давно задумываются над тем, что значит красота, как сочетаются форма и содержание. О современной эстетике рассказывает ювелирная компания SOVA.
- В роликах-манифестах бренд вышиванок Etnodim демонстрирует размышления об осознании себя как человека, гражданина своей страны, места в этом мире и связи с поколениями, предлагая сразу два манифеста (первый, второй), которые выпущены с разницей в несколько лет.
В завершение
Базовые потребности человека и психология играют важную роль в маркетинге, помогая лучше понять своих клиентов. Однако стоит помнить, что эта иерархия довольно условна и субъективна, а маркетинг невозможен без точных инструментов.
Чтобы лучше понять свою аудиторию используйте Google Analytics, интервью и профильные исследования, собирайте отзывы, изучайте тепловые карты и тому подобное. Абрахам Маслоу и созданная им пирамида потребностей — это лишь один из способов улучшить взаимодействие бренда и клиента, а также найти новые смыслы для создания рекламной стратегии.