Что такое неценовые факторы спроса и зачем их учитывать?
07.06.2024
Спрос — один из ключевых факторов экономики. Это потребность в товарах, которая формируется под влиянием различных причин. Их называют детерминанты или факторы спроса и разделяют на две большие группы: ценовые (цена товара, конкурентов, заменителей, дополнительных продуктов) и неценовые. О вторых и поговорим подробнее.
Что такое неценовые факторы спроса?
Это дополнительные факторы, которые влияют на желание купить тот или иной продукт, но не связаны напрямую с ценой. Основные неценовые факторы спроса следующие:
- Уровень доходов потребителей. Изменение в доходах покупателей чаще всего сказывается на перераспределении спроса между различными категориями товаров. При росте доходов потребители выбирают более дорогие продукты, что также приводит к повышению продаж в премиум-сегменте.
- Демография — общее количество потенциальных покупателей на рынке в пределах региона или конкретного города. Чем больше количество покупателей, тем выше спрос на продукцию.
- Сезонность — неценовой фактор спроса, который легче всего прогнозировать. В ноябре-декабре растет спрос на новогодние товары — это влияет, как на предложение, так и на цены.
- Мода и тренды могут задавать вектор развития целой ниши. Так, тренд на корейскую косметику, который начался примерно в 2017 году в Европе и США, изменил ассортимент магазинов красоты во многих странах, в том числе и в Украине.
- Влияние инфлюенсеров сегодня уже можно рассматривать как отдельный важный фактор спроса. Сотрудничество с блогерами — часть маркетинговой стратегии многих больших и маленьких брендов. И не зря. Исследование Sprout Social показало, что большинство потребителей (86%) совершают покупку под влиянием инфлюенсера минимум один раз в год, а половина потребителей (49%) — ежемесячно.
- Политические факторы — изменения спроса влияют на покупательскую способность покупателей, их ожидания и намерения. Это следует учитывать при составлении ассортимента магазинов, сотрудничества с производителями и тому подобное.
- Ожидания покупателей — субъективный фактор, влияющий на спрос. Ожидания базируются на эмоциях, которые заставляют покупателей покупать определенные виды товаров. Влияние этого фактора трудно предсказать, поэтому его часто не принимают во внимание.
Детерминанты предложения
В экономике факторы спроса и предложения неразрывно связаны между собой, поэтому целесообразно рассмотреть и причины предложения. Здесь, как со спросом, основным является цена, однако неценовые показатели также влияют на рынок:
- Развитие технологий сказывается на всех сферах. Меняются условия производства, появляются новые материалы, автоматизируются процессы.
- Налоги и изменения в законодательстве. Государство может предоставлять налоговые льготы определенным категориям бизнесов, чтобы избежать дефицита предложения, или наоборот — повышать акцизные сборы, ограничивать время продажи.
- Конкуренция — количество продавцов на рынке. Чем больше конкурентов, тем сложнее получить благосклонность покупателя, что может снижать предложение от конкретного бизнеса.
- Ожидания производителей — фактор, который возникает на основе определенной стратегии предпринимателя. Например, компания разработала новый маркетинговый план и ожидает повышения продаж, а значит увеличивает производство (предложение).
Также есть факторы, влияющие на спрос и предложение одновременно. Среди них мода и тренды, политическая среда, сезонность.
Зачем учитывать факторы изменения спроса?
Рынок — это система постоянного взаимодействия покупателей (спрос) и продавцов (предложение). Чтобы успешно сбыть свои товары, продавцам нужно учитывать предпочтения, возможности и настроения потребителей.
Рассмотрим, для чего производители и продавцы анализируют неценовые факторы спроса;
- Выход на новый рынок. Перед запуском продукта компаниям следует исследовать вкусы и предпочтения потенциальных клиентов, их возможности, потребности и ожидания.
- Планирование объемов производства. Ценовые факторы спроса не отражают сезонность, тренды и общую ситуацию на рынке. Используя дополнительные детерминанты, можно составить более детальный прогноз.
- Разработка маркетинговой стратегии. Информация о колебаниях спроса помогает распределить бюджет на маркетинг по периодам и рекламным каналам.
- Выбор ассортимента. Например, распространение вегетарианства привело к появлению соответствующей продукции на полках супермаркетов и блюд в меню заведений питания.
- Формирование цены. Повышенный спрос вследствие соответствующего сезона, моды, глобальных изменений способствует росту цены на определенные категории товаров — например, на медицинские маски и антисептики в первой половине 2020 года вследствие распространения пандемии и правил пребывания в общественных местах.
Узнать, какие факторы спроса определяют предложение, можно с помощью анализа конкурентов (Similarweb, Serpstat, Ahrefs), изучения трендов (Google Trends), посещения профильных событий (конференций) по маркетинговым исследованиям.