Ручной или автоматизированный SEO-аудит: что лучше?
06.09.2023
Аудит – этап оптимизации, помогающий оценить сайт в соответствии с требованиями поисковых систем. В общем, существует два основных метода проведения SEO-аудита – ручной и автоматизированный.
Автоматизированная проверка, конечно, быстрая и удобная, но ручная позволяет глубже понять эффективность SEO-стратегии. Что предполагает каждый из видов и какие у них отличия – разбираемся дальше.
В чем разница между ручным и автоматизированным SEO-аудитом?
Ручной – тип аудита, который проводит SEO-специалист или целая команда. Он предполагает углубленное изучение данных, в частности, установление логической связи между отдельными показателями. В то время как автоматизированный аудит предполагает оценку компонентов веб-сайта с помощью специализированного программного обеспечения, плагинов или онлайн-ресурсов.
Преимущества и недостатки ручного SEO-аудита
Преимущества:
- Углубленное исследование. Специалист может выявить проблемы, остающиеся незамеченными автоматизированными инструментами.
- Гибкость. Такой анализ учитывает последние тренды и изменения в алгоритмах поисковиков, тогда как специальные программы могут еще не успеть внести обновления.
- Персонализированные рекомендации. Учитывая целевую аудиторию, отрасль, наличие конкурентов и ваши бизнес-цели, после аудита специалист может создавать индивидуальные рекомендации по вашей SEO-стратегии.
- Анализ конкурентов. При проведении SEO-аудита специалист обычно анализирует веб-сайты ваших конкурентов. Проверяет, например, какие ключевые слова они используют на своих веб-сайтах или на каких платформах есть упоминания о них. Эти данные помогают настроить SEO-стратегию так, чтобы получить конкурентное преимущество в рейтинге поисковиков.
- Рекомендации по контентной составляющей.
“Если мы не продолжаем сотрудничество с клиентом, а только проводим SEO-аудит, тогда мы анализируем существующую контенту составляющую сайта и даем рекомендации по этому направлению. То есть помогаем клиенту информационно – объясняем, какой контен нужно публиковать и как часто” , – делится опытом Иван Бондарук, Middle SEO-specialist в Webpromo.
- Проверка юзабилити. Это не обязательный пункт, ведь на самом деле такой формат аудита выходит за рамки сугубо SEO и обращается уже в CRO.
«Такие рекомендации делаются не всегда – это очень точечно. Но некоторые seo-специалисты могут добавлять в аудит советы по улучшению юзабилити”, – отмечает Иван Бондарук, Middle SEO-specialist Webpromo.
Недостатки:
- Временные затраты. Ручной аудит требует больше времени и ресурсов, поскольку процесс анализа производится вручную.
- Человеческий фактор. Поскольку оценку проводит человек, то закономерно, что он может сделать субъективные выводы. Правда, все зависит от типа аудита. Если вы обращаетесь в агентство, то в таком случае проверка проводится в несколько этапов, над ней работают специалисты разных уровней экспертизы. Следовательно, это уменьшает вероятность ошибки.
- Финансовые расходы. Для качественного ручного аудита лучше нанимать опытных профессионалов или обращаться в агентства. Это требует значительно больших затрат, чем применение автоматизированных инструментов.
Преимущества и недостатки автоматизированного SEO-аудита
Преимущества:
- Скорость. Автоматизированный аудит значительно более быстрый, поскольку инструменты осуществляют анализ большого количества данных сразу. Обычно это занимает несколько минут, тогда как человек потратил бы на это часы, а иногда и дни.
- Объективность. Технические средства не подвержены влиянию эмоций или субъективных оценок.
- Доступность. Инструменты анализа обычно просты в использовании и навигации. Также большинство из них дают общие инструкции по интерпретации результатов.
- Меньшие расходы. Для этого типа аудита не обязательно нанимать дополнительных специалистов, вы можете провести его самостоятельно. Следовательно, сэкономить бюджет компании. Особенно актуально для владельцев малого бизнеса.
- Постоянный мониторинг. Есть такие инструменты, которые позволяют запланировать регулярное сканирование. Так вы сможете получать периодические отчеты и быть всегда в курсе в случае возникновения новых проблем.
Недостатки:
- Ограниченные возможности. Сервисы проводят несколько поверхностный аудит – работают по заранее прописанному алгоритму и не всегда замечают все недостатки. В то время как опытный seo-специалист может заметить больше.
- Ошибка без решения.
“Программа может указать на ошибку, но не укажет, как ее исправить. А seo-специалист может покопаться в этой проблеме, найти источник ошибки и предоставить рекомендации для ликвидации именно источника», – объясняет Иван Бондарук, Middle SEO-specialist Webpromo.
- Ложное впечатление. Если вы проводите аудит самостоятельно с помощью специализированных сервисов, то видите только определенное количество ошибок, но не весь комплекс и причинно-следственную связь. В таком случае вы часто начинаете работать над устранением каждой проблемы вручную. SEO-специалисты же пытаются предложить решение, которое позволит за минимальное количество часов исправить максимальное количество ошибок.
Подытожим
В общем следует все же использовать оба метода. Автоматизированные инструменты могут помочь выполнить быструю проверку общего состояния вашего сайта. Соответственно, это оптимальный метод для контроля прогресса и результатов на регулярной основе (следить за трендами, действиями конкурентов), а также принятие тактических решений. В то время как ручной SEO-аудит – более глубинный анализ, который актуально делать для решения стратегических задач. Например, переезд на новый сайт, разработка seo-стратегии на ближайшие годы, решение критических проблем в работе сайта (падение трафика, попадание под фильтры Google и т.п.).