Требования ADA Compliance и WCAG: что нужно учитывать специалистам при создании веб-сайтов?
31.10.2024
ADA (The Americans with Disabilities Act) Compliance — набор правил и стандартов, которые требуют, чтобы все сферы жизни, включая веб-сайты, были доступны для людей с различными возможностями.
Требования WCAG (Web Content Accessibility Guidelines) — рекомендации для разработчиков по доступности веб-контента.
Создание безопасной и доступной среды для всех, независимо от их физических, физиологических и других особенностей, называют инклюзивностью. В США существует комплексный закон об американцах с инвалидностью — The Americans with Disabilities Act (ADA), который распространяется на различные сферы жизни — трудоустройство, транспорт, общественные места, получение услуг, телекоммуникации и технологии.
Конечно, ADA комплаенс, как и рекомендации WCAG, не является обязательным для выполнения в Казахстане, однако ими можно руководствоваться при создании доступных веб-сайтов для различных категорий населения.
Стандарты ADA Compliance
Соответствие ADA гарантирует, что пользователи с различными ограничениями смогут эффективно взаимодействовать с вашим веб-сайтом — заказать продукт или воспользоваться услугой, найти, а затем обработать нужную информацию и тому подобное.
Требования можно скомпоновать в несколько конкретных пунктов:
- Семантическая верстка. Это сделает содержание доступным для специальных программ, которые могут озвучивать текст и другие элементы.
- Правильное сочетание цветов — текст должен контрастировать с фоном. Лучше использовать темные буквы на светлом фоне или наоборот. А вот сочетание синего с красным и зеленого с красными советуют избегать (красный текст на зеленом или синем фоне или наоборот). Это создает чрезмерную нагрузку на глаза.
- Функция изменения контраста окраски и размера шрифта поможет людям с нарушениями зрения и с когнитивными нарушениями.
- Последовательный макет — понятная структура вебсайта с четкой иерархией и без непредсказуемых элементов.
- Доступность сайта с клавиатуры — возможность перемещаться по веб-ресурсу только с помощью клавиш.
- Субтитры и транскрипции ко всем видеоматериалам, которые размещены на сайте.
- Альтернативное описание изображений, которые могут прочитать программы-читатели с экрана.
- Корректные описания и высказывания — например, человек с инвалидностью вместо инвалид, кресло колесное вместо коляска и тому подобное. Также следует избегать специфических и узкоспециализированных терминов в текстах и продуктах, которые рассчитаны на широкую аудиторию.
- Простые и понятные формы для заполнения — важно, чтобы в них не было ошибок и двусмысленностей.
Требования WCAG
ADA Compliance не единственные стандарты в создании инклюзивных сайтов. Веб-производители во всем мире также учитывают рекомендации WCAG — набор правил по доступности веб-контента Консорциума Всемирной паутины (W3C).
W3C — международная организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты, признанные во всем мире. Другие известные эталоны Консорциума — HTML и XML (языки разметки веб-документов), CSS (язык стиля веб-страниц) и многие другие.
Впервые WCAG были опубликованы в 1999 году, постоянно обновляясь и изменяясь.
Рекомендации WCAG основаны на 4 принципах:
- Восприятие — содержимое веб-сайта должно быть легким для когнитивного и зрительного восприятия.
- Понятность — интуитивно понятный интерфейс и навигация, прогнозируемая структура, читабельный текст.
- Управление — доступ к навигации голосом или с помощью клавиатуры.
- Надежность — корректное отображение веб-сайта на различных устройствах и браузерах, совместимость с ассистивными технологиями (например, программами-читателями с экрана).
Также перед созданием сайта или другого продукта рекомендуют задать вопрос P.O.U.R:
- Is it perceivable — воспринимается ли это?
- Is it operable — работает ли это?
- Is it understandable — понятно ли это?
- Is it robust? — Надежно ли это?
Ответы на вопросы дадут понять, на сколько ваш веб-продукт соответствует действующим требованиям WCAG.
Чем отличаются ADA и WCAG?
ADA — это прежде всего закон, соблюдение которого является обязательным на территории США. Американские компании должны соблюдать его без исключений во всех сферах. В обратном случае бизнесы в США будут ждать штрафные санкции. В других странах, в том числе в Казахстане, ADA Compliance — это своеобразный образец для подражания.
WCAG, в отличие от ADA, — набор инструкций, не имеющих юридической силы ни в одной стране мира. С другой стороны, WCAG — технологический стандарт, без соблюдения которого ваш веб-сайт будет проигрывать конкурентам.
Почему важно соблюдать ADA комплаенс и стандарты WCAG?
Людям, которые не имеют физических или ментальных ограничений, не просто понять потребности и создать безбарьерную среду. Это метко подмечено в книге Майкла Меттса и Энди Велфла «Текст — это дизайн»:
«Эту книгу написали двое белых гетеросексуальных мужчин среднего класса, живущих в больших городах США. У нас много привилегий … Мы оба писали и создавали интерфейсы, используя вредные предположения и предубеждения, потому что единственная аудитория, которую мы знаем лучше всего, — это мы сами.»
Стандарты ADA и WCAG призваны помочь избежать предвзятости при создании веб-продуктов. Хотя для казахских бизнесов, описанные требования не являются обязательными, инклюзивный дизайн поможет:
- Избежать юридических рисков и возможных судебных исков.
- Укрепить репутацию компании как ответственного и современного игрока рынка.
- Развивать благоприятную безбарьерную среду, как для клиентов, так для сотрудников и партнеров.
- Повысить конкурентоспособность. Соблюдение стандартов инклюзивности может стать весомым преимуществом для клиентов.
- Расширить целевую аудиторию путем создания безбарьерного цифрового пространства.
Над внедрением стандартов ADA и WCAG топ-менеджерам стоит задуматься уже сегодня, чтобы лоббировать эти процессы внутри компании. Другим специалистам в сфере маркетинга лучше ознакомиться заранее с принципами инклюзивности и руководствоваться ими при создании и продвижении продуктов.